иеромон. Мелетий (Серебряков)

 Проповедь о различении духов.

20.05.2012 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня в Апостольском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышали о том, как во время своего странствования и проповеди (дело было в Македонии), апостол Павел со своими спутниками встретил некую рабыню, которая была одержима. Дух, который находился в этой женщине, имел такую особенность – пророчествовать. Она пользовалась большой славою в тех местах, многие к ней приходили, слушали ее пророчества, и, естественно,  какую-то плату за эти пророчества, за эти предсказания ей давали. От этой платы хозяева  рабыни имели достаточно большой прибыток. И вот эта «пророчица» (в кавычках) три дня ходила за апостолами и возвещала духом, который в ней: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. (Деян. 16:17) Три дня ходила, возвещала и кричала. Казалось бы, дело доброе, дело Божие, но на третий день апостол Павел запретил духу нечистому и повелел ему выйти из этой женщины. Дух вышел, способность пророчества у рабыни исчезла, за это хозяева очень сильно обозлились на апостолов, они пошли к властям и, поскольку Римская империя была правовым государством, просто так власти никого не преследовали, то хозяева сказали следующее: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. (Деян. 16:20,21) Религия – это был государственный институт в Римской империи, вплоть до того, что жрецы были государственными служащими. Поэтому, если кто-то посягает на религию, он посягает на государство, и тогда, действительно, повинен, несет ответственность, к нему уже можно применить репрессии. Павла и Силу хватает стража, и сажает их в темницу.

Пока на этом остановимся. Что мы видим? Павел среди язычников со своими спутниками возвещает благовестие Христово, возвещает им Мессию, пришедшего спасти мир. Некий дух, который находится в некой женщине, пророчествует о том, что это рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. (Деян. 16:17) Всё просто распрекрасно! Казалось бы: реклама-то какая! К этой женщине народ имеет доверие... Однако Павел делает совершенно, на наш взгляд, нелогичный поступок, а для самой проповеди даже вредный: он изгоняет этого духа, который говорит правду, который говорит о деле Божием, который привлекает к ним, как к посланникам Божиим народ, а народ, слушая этого духа, идет и слушает проповедь апостольскую. Зачем Павел делает такое, на первый взгляд, вредное для проповеди дело? Не всё ли равно, каким образом человек придет к вере? Ведь главное – результат! Однако мы видим, что апостол не разделяет наших  воззрений и, оказывается, что не всё равно каким образом приходит человек к вере. Потому как, даже приходя к вере, приходя к познанию Христа... Мы же приходим не пустыми сосудами, мы приходим с неким багажом! И если мы пришли путем неправедным, сохранив доверие к тому источнику, из которого раньше пили, но который не есть Божий, то мы впадаем в довольно опасное состояние некого двоеверия: и Богу верим, и к тому прислушиваемся. И тот, иной, к которому мы тоже имеем доверие, может в любой момент легкой лестью нас уловить: он же говорит правду, и мы познали его правду, мы имеем к нему доверие, а он за этот крючочек может нас увести в сторону! По видимости мы будем идти, как нам кажется, путем правильным, путем праведным, а фактически, можем жить как-то совершенно иначе – что мы в изобилии и наблюдаем вокруг себя и внутрь себя.

Поэтому, дорогие братья и сестры, Павел и делает такой нелогичный, и, казалось бы, на первый взгляд, вредный для своей проповеди поступок – изгоняет этого духа нечистого. И нам самим надо для себя извлечь из этой ситуации урок: не все равно, кого слушать, даже, если тот, кого мы слушаем, говорит в данный момент правду и возвещает нам что-то хорошее. Ведь враг рода человеческого и всё его воинство не первый день живут на свете, они уже изрядно заматерели в своем коварстве, знают нашу психологию и понимают, что единственное средство у них есть для того, чтобы уловить человека, –  это приобрести, хотя бы ненадолго, его внимание, его доверие. И здесь очень даже не лишним будет какое-то время сообщать ему что-то истинное! Оттого нас очень часто  соблазняют различными какими-то словами, деяниями... Это не только касается, как нам кажется, бесноватых, каких-то таких людей особенных.

Во-первых, нет людей не бесноватых – мы все бесноватые, и все мы одержимые. Преподобный Симеон Новый Богослов говорил, если человек делает что-то худое, то он уже одержим, т.е., если человек грешитзначит, он одержим. Почему? Потому что то, что он делает, есть дело не Божие, есть дело врага рода человеческого, есть дело падших ангелов: они ему нашептывают свою программу, и, соизволяя им, он вступает  с ними в союз. Не важно, какой грех он делает, главное, что он в сердце своем преступает волю Божию, главное, что он решается жить не по Богу! И не суть важно, что он там делает, и что ему советуют –  главное, что он сочетовается духом своим с духом противника, с духом клеветника, а сочетоваясь, идет вслед за ним, становится едино с ним, он становится зависим от них в ту меру, на какую решился, становится одержимым. Каждый из нас на себе испытывал эту одержимость, когда вроде бы, и умом уже понимаешь, что не следует этого делать, нельзя этого делать, а выйти из этого состояния не можешь! Идешь уже, как бычок, которого за веревочку тянут: куда тянут, туда и идешь. Называется эта стадия порабощения пленением, и это самое пленение уже и есть одержимость! И не суть уже важно – дальше можно и не рассуждать: «А во мне же оно, вроде бы, не так проявляется, как в других... А я еще  достаточно прилично выгляжу... Это – временное явление...» и т.д. Нет, это не временное явление! Ты уже попался и тебя уже повели! В любой момент, когда затронут эту же струну, ты точно так же пойдешь в след тех, кто тебя захочет повести, п.ч. ты уже не свободен, ты уже собой не владеешь, ты уже одержим!

Чтобы от этой власти бесовской избавиться, нам и даны все те средства, которые ради нашего спасения учредил на земле Господь: и Таинства, и учение, и сама эта всепоглощающая, всепрощающая, вразумляющая, укрепляющая благодать Божия, которая непрерывно готова действовать в человеке, если человек того сам хочет. А для того, чтобы враг рода человеческого к нам не имел никакого доступа, нам надо просто-напросто не повторять ошибки Евы: не давать ему своего внимания, не внимать ему, не слушать его, и тогда у него не будет доступа к нам! Если бы Ева не послушала змия... Ну, кто такой змий, через которого говорил сатана? Кто он? Да никто! Тварь низшая. Нет, она слушала, внимала, сопоставляла: что Бог заповедовал, что этот говорит? И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.(Быт.3:4,5) Этот, вроде, говорит лучше, интереснее: «Будете, аки Боги, знающие добро и зло! Бог соврал вам, что вкусите от древа сего и смертью умрете. Нет, неправду сказал Бог, это Он завидует вам!» И, внимая ему, попалась на эту удочку, сочеталась с этим духом, стала несвободной и сделала то, чего Бог не заповедовал. Последствия мы до сих пор расхлебываем.

 Поэтому, дорогие братья и сестры, будем иметь это в виду, потому что частенько –   уже даже не хочется говорить о таком, это, конечно, уже такой уровень, что… Но, наверное, придется. Иногда говорят так: «А вот там бабка-ворожея, она – от Бога, потому что у нее дома иконы стоят, а сама она иногда в церковь ходит». Ну, не знаем мы, каким духом водится эта бабка! Одна из особенностей людей с такими экстраординарными способностями, что о них можно сказать следующее: человек без кожи. То есть, это очень чувствительные люди, очень раздражительные, потому такие люди часто становятся жертвой блуждающих духов, которые пытаются паразитировать на том или другом человеке. Эти люди всё очень чувствуют: страсти обострены, чувства обострены, и они легко становятся жертвами этих духов – те входят в них и действуют. Иногда человеку кажется, что очень даже полезно действуют! А на самом деле, внедряясь в него, завладевают его душой и уводят от пути спасения. Им не надо даже сильно противиться той же вере –  можно просто чуть-чуть подправить, и человек уйдет в сторону! И чем дольше он будет идти, тем дальше он будет от пути праведного, от пути спасения.

Поэтому, надо достаточно осторожно ко всему этому относиться, и за собой наблюдать, чтобы научиться различать: где есть действие духа Божьего, а где есть действие духа нечистого. Разницу, конечно, не так-то просто понять... Отец Андрей Кураев делился где-то своими впечатлениями, что однажды один из сектантов ему говорил: «У нас дух святой так действует, как вашей Церкви и не снилось! Когда мы вокруг своего алтаря ходим (они хороводы такие водят во время своих радений), бывает, так шибанет, что на несколько метров отлетаешь от алтаря!» «Дух божий» такой... Еще мы часто можем видеть на их собраниях, во время так называемых «радений», молений их – истерические припадки, в которые впадают многие чувствительные люди. Мне приходилось... Это еще самое начало 90-х было, 92-ой год, по-моему: один из моих институтских друзей пошел в секту, секта эта – тоже якобы «христианская», в Харькове была, называлась «Огненный куст», это такие харизматы очередные. И он рассказывал: «Мы говорим другими, иными языками, и у нас даже есть одна девушка, которая говорит на французском языке. Никогда его не учила, а во время этого говорения начинает говорить на французском». Я его спросил: «Вы переводили то, что она говорит?» – «Да, мы пригласили переводчика, он послушал, и сказал, что это такие песенки... легкого  содержания». Тут же он спохватился: что ж это за молитва, если это песенки легкого содержания? И в оправдание добавил: «Ну, она Бога в них не ругает». Спрашивается: дух ли Божий действовал в этой самой девушке, пусть даже показывая такое чудо – на французском она пела песенки во время этих молебствий?

Сегодняшнее апостольское послание, дорогие братья и сестры, немножко дальше продолжается, и мы видим еще, словно для сравнения, действие иного духа, нежели того, который действовал в рабыне. Правители арестовали Павла и Силу, посадили их в темницу. Ночью они вдвоем пели гимны Богу, молились во всеуслышание, а узники, которые были вместе с ними в тюрьме, слушали. И вот среди ночи в ответ на их молитву, тюрьма затряслась. Мы можем только гадать, что это было: просел ли фундамент темницы, было ли это землетрясение или что-то другое – эффект был, это главное, а гадания наши гаданиями и останутся, в воздухе повиснут, главное же, что Духом Божиим это все совершилось! В результате деформации здания темницы двери тоже покорежились, распахнулись, и темничный страж, пробудившись, увидел, что двери открыты. Он подумал, что узники уже все разбежались, вынул нож и решил себя убить. В его время и в его положении это было совершенно логично, потому что в те времена, не то, что в наше – как у нас часовые на посту постоянно дрыхнут, и ничего им за это, кроме тумаков, не бывает. У нас в училище умудрялись спать даже на первом посту, то есть перед знаменем, прямо перед дежурным училища: глаза в глаза смотришь – и спишь! Умудрялись наши стоя спать, и ничего им за это не было. А в те времена было совсем иначе, в те времена, если воин, которому поручено стеречь пленника или еще кого-то, упускал его, то дальше без всяких разбирательств и без оправданий, его тут же казнили! Естественно, темничный страж боялся и за себя, боялся и за свое семейство – там ведь в тюрьме были и должники, и прочие всякие разные, могли обязать, допустим, его семейство заплатить долги тех должников, которые сбежали из этой тюрьмы и т.д. В общем, причин было множество, по которым он решил себя убить. Павел ему кричит: «Не делай себе зла!» Он ведь, этот темничный страж, наверное, не просто так в тихую решил, а еще и поплакал немножко, и возопил, вот Павел ему и кричит: «Не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь». (Деян. 16:28) Тот хватает факел, вбегает в темницу, где содержались заключенные, видит, что все на месте, и в ужасе просто бросается в ноги к Павлу! И просит их выйти из темницы, приводит в свой дом, омывает раны, кормит, слушает и, уверовав во Христа, к утру креститься со всем своим домом, со всем семейством.

Вот – дело Духа Божьего! Во-первых, Его действие не развлекательное, а дело Духа Божьего всегда направлено на спасение других людей. Дух Божий изменяет человека настолько, что он действует уже не в соответствии со своими животными инстинктами, а действует как свободное, духовное, сильное существо! Я что имею в виду? Естественное желание узника покинуть свою темницу. Там ведь были и уголовники, и разные люди без морали, люди без чести... Их ожидало неизвестно что, чаще всего – смерть, потому что в те времена тюрьма была не тем, чем она сейчас является. Сейчас назначают наказания: столько-то лет в тюрьме, а тогда тюрьма была, можно ее сравнить, например, как сейчас – с КПЗ, с камерой предварительного заключения. То есть, в тюрьме сидели только до суда, после суда либо оправдывали, либо казнили. Естественное желание человека в тюрьме – покинуть свое узилище и избежать наказания, но никто не тронулся, никто не побежал! Двери открыты, стражи спят, еще пока не проснулись, а все – на месте, все слушают, все превозмогли себя, все – изменились! Кто-то размышляет о своих грехах, кто-то понимает правильность своего наказания... Все решили принять свою участь – превозмогли! Они уже ведут себя не как животные, ищущие, где получше, где поглубже, где послаще, а действуют даже супротив своей животной природе, действуют уже как разумные, свободные, духовные, сильные личности. Вот это – дело Божие!

Каждый в себе, дорогие братья и сестры, может тоже различать действие Духа Божьего и действие духа нечистого в таком же соответствии. Когда Дух Божий приходит, он приходит, во-первых, в мире. Душа умиротворяется, человека, прежде всего, посещает МИР! Мы помним, что на протяжении всего Священного Писания все откровения Божии, которые были явлены ангелами или же каким-то иным действием Божиим, все они сопровождались чем? Человек в ужасе от увиденного, в смущении каком-то! И первые слова к нему, какие? –  Не бойся! Не бойся – и человек умиротворяется, покой посещает его. Это не апатия, не тупость, которая очень часто посещает нас, а это действительно такое умиротворение, когда страсти улегаются, перестают действовать в человеке, и он чувствует свободу.

А дальше действие Духа Божьего направлено на созидание со СМЫСЛОМ! Не на развлечение, не на устрашение человека, не на то, чтобы показать ему какую-то свою силу, не продемонстрировать нечто, а ради того, чтобы совершить конкретное действие, как правило – в САМОМ человеке! Все посещения Божии, они полезны для самого человека: человек ТЕПЕРЬ понимает, ЧТО ему надо делать. Как правило, это посещение связано с тем, что от человека требуется сделать какой-то выбор, сделать какой-то шаг, действие, которое может в обычном состоянии вызвать у него страх. Бог требует какой-то перемены, а чтобы сделать эту перемену, надо от чего-то отказаться, на что-то решиться, победить в себе какой-то страх перед этой переменой. И в тот момент, когда Бог с человеком, он это сделать МОЖЕТ, он имеет силы к этому! Подобно Деве Марии, когда явился ей Архангел Гавриил и благовестил рождение от Нее Сына Божьего, человек может сказать: «Се раб Господень, да будет мне по глаголу Твоему!» Он обретает в себе силы сказать это,  обретает в себе силы сделать это!

Но это – когда дух Божий посещает человека. Когда же приходит дух нечистый, он, как правило, приходит с каким-то смущением, приходит с неспокойствием, и в нем действует какая-то страсть. Она даже может казаться человеку очень благоприличной, однако же, он не ощущает в себе мира, и не ощущает свободы! Он может ощущать в себе экзальтацию: положительную, отрицательную – не важно! Какая-то экзальтация, какой-то трепет, какое-то дрожание такое, когда ему вдруг стало невтерпеж что-то сотворить, и, как правило, это всё – не с миром. Ему может казаться, что оно сейчас полезно, оно сейчас нужно, но в человеке нет мира, и он действует НЕ СВОБОДНО, он собой не распоряжается. Когда Дух Божий приходит, он не насилует человека, человек чувствует себя свободным: могу отказаться, могу принять, но я ощущаю в себе силы исполнить то, что велит мне Господь. А когда приходит дух нечистый – человека просто тянет и влечет, как будто он попался на крючок, его просто тянет!

Конечно, различение это с одной стороны – дар Божий, который стяжевается, естественно, не одним днем. С другой стороны, это еще и следствие опыта человека, потому что каждый из нас частенько впадает во власть этих духов нечистых, этих соблазнителей. Но, тем не менее, нам надо стараться научиться различать действие Духа Божьего и действие духа нечистого! И тот, и иной в каждом из нас, безусловно, действуют, и каждый из нас учится соизволять либо одному, либо другому, а соизволяя – сочетавается с ним, сочетаваяся, становится едино с ним и им уже начинает водиться. Хотя все-таки свободу выбора человек до конца дней своих и дальше сохраняет всегда, но не всегда она такова, что мы можем самостоятельно как-то определиться на пути своем. Действительную свободу даёт все-таки Сам Господь!

Задумаемся о самих себе, дорогие братья и сестры: каким духом мы водимся, каким духом одержимы есть мы? Если обретаем, что мною владеет не тот дух – без всякого сожаления постараемся с ним расстаться, чего бы он нам не сулил! Расстаться! Как? Во-первых, духи нечистые держатся за наше внимание к ним: мы слушаем их, внимаем им, и – сочетаваемся, покоряемся. Поэтому – не слушать! Определив, что это действие слева, отвергнуть его и прислушаться сердцем своим к Богу. А Его мы слышим всегда! Когда захотим, тогда и слышим! И Он, не желающий нашей погибели, придет к нам, освободит нас и просветит нас. Да, перемены, которые Он нам возвещает, часто нам кажутся неприятными, потому что та грязь, которую мы в результате своей неправедной жизни набросали, уже так вросла в нас, что стала нашей природой, поэтому отдирать эту грязь от себя бывает больно, но нужно – если мы хотим действительно стать чистыми.  Поэтому, доверимся Творцу Своему и Он Сам совершит это  дело очищения, очистит нас, вселится в нас и никогда не разлучится во веки веков. Аминь.   

 

© obitel-angela

Создать бесплатный сайт с uCoz