иеромон. Мелетий (Серебряков)

Проповедь о зависти и данных нам талантах.

22.01.12

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, апостол Павел своим чадам ефесским и нам всем, говорит следующее. Тут можно начать чуть пораньше, чем сегодняшнее зачало: одно тело и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех (Еф.4:4-6) И чуть далее: «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями. Доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». (Ефесянам 4:11-13). У всех нас един Бог и едина вера. По крайней мере, должна быть «единая вера», потому что нельзя идти к одной цели разными путями. Как бы нам сейчас не рассказывали, дескать, Бог один, вер много и все они, как к единой вершине горы по разным склонам, сходятся к одному Богу, но если Бог один, то и правила жизни и образ правильного бытия может быть только один. Если мы веруем, что человек создан по образу и подобию Божию, то человек должен воплощать в себе образ жизни Самого Бога, и если Бог один, то и образ жизни должен быть один. Нельзя как попало жить, а всё равно к одному и тому же Богу прийти, на одного и того же Бога походить – невозможно это, как бы нам об этом не рассказывали! Не может одинаково приблизиться к единому Богу человек, который верует в Бога, и который в Бога не верует; который верует, что Бог сотворил мир и промышляет о нем, и который в Такого Творца не верует, например, как буддисты. Нет там у них Бога, и Творца они не знают! И когда пытаются говорить о каком-то единстве – да не может быть никакого единства, потому что их цель: не быть, прекратить колесо перевоплощений, чтобы не страдать. Все их усилия направлены к тому, чтобы не жить, не быть: жизнь приносит страдания, чтобы не страдать – надо «не жить», а мы же, наоборот, стремимся к Жизни, к полной настоящей жизни вечной! Они отрицают целостность и бытие личности, в их понимании человеческая личность разрушается со смертью человека, мы же, наоборот, веруем, что она неразрушима. Какое единство тут может быть? Никакого единства! Ты, человече, можешь сам выбрать тот или другой путь, увидеть цель каждого пути и понять, идя каким путем, ты вероятнее всего дойдешь до своей цели. Они ищут смерти, а мы ищем жизни. Да, неудобно быть христианином, тем более неудобно быть православным в мире нашем, и, вообще, всегда, во все времена, в любом месте ЧЕЛОВЕКОМ БОЖИИМ БЫТЬ НЕУДОБНО! Это требует постоянного подвига, это требует постоянного превозможения себя самого, и потому многие с такой радостью воспринимают мудрование, что «всё равно каким путем идти, раз Бог один, значит, всё равно придем к Нему». Не будем, дорогие братья и сестры, так себя обманывать!

Однако, Бог действительно один. Действительно, все люди, вне зависимости от того, что они по поводу Самого Бога и жизни этой думают, и как они верят, все люди есть образы Божие и чада Божии, и ВСЕ они призваны в вечную радость с Творцом своим. Все способны и у всех есть возможность ко спасению, к такой перемене, которую совершил Господь Иисус Христос в Своем Человечестве, и дал каждому из нас возможность быть этому изменению, этой перемене человеческой природы, причастными. Но только если человек к Богу приходит и с Ним общается, если он становится частью Тела Его, того Тела, которое есть Церковь«Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ея». (Мф. 16:18)  Глава этому Телу, этой Церкви – Сам Христос, мы же, каждый из нас, составляем некую часть в этом Теле, мы – клеточки этого Тела, и каждой клеточке дано свое послушание. Есть священство – о нем сегодня говорит апостол Павел. Есть апостолы – непосредственные свидетели земного подвига Иисуса Христа, Его пришествия, Его смерти и воскресения. Это та закваска, которая была брошена в чан с мукой человечества, и в этом чане «заквасила всё тесто». Проповедь о Христе, Церковь Его, жизнь христианская, жизнь праведная распространилась сейчас по всему человечеству за исключением отдельных диких племен, живущих где-нибудь в джунглях и никогда не общающихся с окружающим миром. Может быть, только они не слышали еще, хотя племен таких осталось – на пальцах можно пересчитать. Остальные все, по крайней мере, – слышали. Приняли – не приняли, дело такое. Нас вот здесь, сколько стоит человек? Приблизительно столько же и в других наших храмах, а в городе живет около 60 тысяч. Вот и посчитайте, какой процент! Однако слышали – все, и большинство у нас даже крещенные.

Проповедь была для всех, и многие ее приняли, а старое суемудрие, лжемудрие языческое – ушло, кануло в Лету. Правда, сейчас пытаются его реанимировать, но я удивляюсь им – вроде бы люди интеллигентные, а не понимают одного простого обстоятельства: во-первых, источники, которыми они пользуются, эти, так называемые, «славянские Веды» и прочее всё. Их происхождение не то что сомнительно, а просто явно это писанина ближайших наших лет, просто чья-то фантазия, вроде сказок каких-то: насобирал чего-то и выдал. И эти вроде бы образованные люди, – потому что сейчас в язычество идут как раз не простолюдины, а интеллигенция – всё это воспринимают за чистую монету. Во-вторых, они же должны понимать, пусть даже это и не дело Божие, но если ты не был послан, и тебе не дана сила, скажем так (о благодати там нечего говорить), если тебе не дана была сила, то она в тебе и не появится! Все твои действия будут чистым театром, ты будешь просто ряженый! И они, не имея традиций, не имея понятия, как это всё делается, сами себя ставят жрецами и какие-то тайнодействия пытаются совершать!

А на самом деле, всё очень просто. Если бы они были честны сами к себе, то они бы увидели, что эта их тяга к так называемой «родной вере», к Перуну и прочим божкам, есть не что иное, как попытка оправдать все те низкие страсти, которые живут в каждом человеке. Вот, блудить нельзя. Если ты  христианин, то блудить – нельзя. Но если ты и не христианин, – блудить нельзя тоже, это всем понятно, а дикарям даже понятнее, чем нам, нынешним современным, у них как раз этого и нет, у них всё очень целомудренно, а если не так, то, просто-напросто, убьют. И мусульманам это понятно по отношению друг к другу, они тоже понимают, что если соблудил, значит, должен умереть. Им – понятно, нам – не совсем понятно. Но все-таки и нам бывает стыдно. И хитроумные люди, чтобы попустить себе в этих страстях, и чтобы было «не стыдно», а даже как бы и «духовно», находят себе оправдание, и под видом языческих мистерий позволяют себе гульбища устраивать и развязывать свои страсти на полную катушку. Вот и всё язычество, вот – единственное оправдание ему: не было бы этого, не было бы и в помине язычества! Ведь блюсти образ Божий в себе тяжело, потому что мы – падшие люди. Несмотря на то, что Господь постоянно нас благодатью Своею подпитывает, постоянно дает нам силы для действия этой благодати в нас, нам надо ПОСТОЯННО ходить в памяти Божией! Как только я Бога забываю, меня уносит ветром страстей моих на все непотребства. Пока я Его помню, мне, чтобы неугодное Ему что-то совершить, надо сначала сделать некое усилие, мне надо какой-то барьер внутри себя перешагнуть, потому что память Божия меня удерживает. А раз она меня удерживает на пути творения правды Божией, то, стало быть, и Бог мне содействует на этом самом пути – пока я на нем нахожусь, а как только я о нем забываю, тогда всё. Но для этого нужно ПОСТОЯННОЕ ТРЕЗВЕНИЕ, ПОСТОЯННОЕ ВНИМАНИЕ к себе самому, ПОСТОЯННОЕ УСИЛИЕ НАД СОБОЙ совершать, себя самого ПРЕВОЗМОГАТЬ! А там – ничего не надо, там развязался и пошел, и чтобы ты ни делал, всё это – природно, всё это хорошо, всё это замечательно, потому что оно – естественно. Естественно для кого? Для животного. И то, животные гораздо целомудреннее, нежели мы, они всего такого не напридумывали, чего мы напридумывали.

Каждому, дорогие братья и сестры, Бог дал некое дарование: в соответствии с его способностями, с его состоянием ума, состоянием души, с его страстями, и каждый из нас несет некую функцию. Нынешние слова перекликаются еще с такими словами: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом. Причем видите: мудрость – это одно, а знание – это совсем другое, поэтому не всякий знающий бывает мудр, и это на нашей цивилизации очень хорошо видно. Вроде, знаем по сравнению с предыдущими поколениями как бы много, а чего творим? Самим тошно жить на этой земле, мы уже самих себя поставили на грань уничтожения! Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело. Так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело: иудеи или эллины, рабы или свободные и все наполнены одним Духом». (1Кор.12:8-13)

Памятуя это, не будем завидовать другим клеточкам Тела, что у них есть что-то такое, чего у меня нет. Ведь завидуют не только содержимому кошелька, не только положению в обществе, завидуют также и, так называемым, «дарованиям духовным»: и духовным, и физическим, и умственным и каким угодно – ВСЕМУ завидуют, можно завидовать всему, чему угодно! И, бывает, нас посещает такая мысль, дескать, да, им-то хорошо, их Бог любит, им вон чего всякого разного надавал, у них всё замечательно, а я – такой несчастный, людьми и Богом оставленный, и житие моё никудышнее и непотребное, и так далее и тому подобное. И так съезжает потихонечку человек в душе своей всё ближе и ближе к преисподней. Не даром святые отцы ОТЧАЯНИЕ, УНЫНИЕ называют ПРЕДДВЕРИЕМ АДА, потому что человек уже этот ад в себе носит, это смерть, практически – духовная смерть! Не будем завидовать: кого Бог привел в этот мир, у того есть, во-первых, в этом мире ЗАДАЧА, во-вторых, у того есть какой-то ТАЛАНТ… Помните притчу о талантах? Каждому ПО СИЛЕ ЕГО дадена и сумма некая, чтобы он, управляясь в мире сем этой некой суммой, приобрел на нее прибыток и с ним к Богу, хозяину своему, пришел. И  что произошло с тем человеком, который и так был немощный, потому ему не десять талантов было дано, а один: «Ну, ты хоть с него попробуй чего-нибудь возыметь»? Убоялся, не воспользовался, в землю зарыл, с тем и пришел. И что? Отняли у него и то, что имел! Кажется, что несправедливо, но ведь дадено-то было для чего? Хозяин же сказал: «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью (Мф.25:26,27), раз ты думал, что я такой жестокий».

Каждому из нас, дорогие братья и сестры, ДАДЕН какой-то талант! То, что мы ЕГО НЕ ВИДИМ САМИ В СЕБЕ – ЭТО НАША БЕДА. Мы не были даже к самим себе достаточно внимательны, мы были внимательны только к своей гордости, к своим амбициям. То, что могли – не делали, а то, чего не могли: попытались – не получилось, и разочаровались! На кого-то смотрели, хотели, чтоб, как у него было, а того-то мы и не понимаем... Честно говоря, я уже двадцать лет людей исповедую, и не видел ни разу человека (и себя не видел никогда таким), который бы сказал: «Я жизнью своей доволен абсолютно, и я счастлив в полной мере этого слова». Временами мы бываем счастливы, но, если взять всю полноту нашей жизни – отнюдь нет! И, часто бывает так: либо в каких-то экстремальных обстоятельствах, когда, действительно, уже не шутка, либо же естественным путем приближаясь к смерти, человек оглядывается на свою жизнь и… чаще всего он бывает ею недоволен, чаще всего ему бывает стыдно за свою жизнь! С одной стороны, это – хорошо, потому что полное довольство своим положением рождает апатию, лень, бездеятельность, что тоже является смертью. Но бывает и такое ЗЛОЕ НЕДОВОЛЬСТВО, когда мы в том, что нам не нравится, виним кого бы то ни было: окружающих нас людей, Бога, обстоятельства нашей жизни, говоря: «Им хорошо, их Бог любит, им всё дадено! А у меня нет ни здоровья, ни ума, ни положения, ни денег – ничего у меня нет, и весь я такой несчастный, и талантов у меня никаких нет!» Есть таланты! У каждого есть таланты, у каждого есть задачи и у каждого есть смысл его жизни, надо просто быть к себе более внимательным, чтобы это распознать. В принципе, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы знать свой путь в этом мире: ДЕЛАЙ ТО, ЧТО У ТЕБЯ ПОЛУЧАЕТСЯ, И ОТ ЧЕГО ТЫ ИСПЫТЫВАЕШЬ РАДОСТЬ, не взирая на то, как твоя гордыня это воспринимает. Потому что очень часто мы смотрим: «Хочу быть президентом!» Всё, лезу туда. А ума-то не хватает, совести не хватает, чтобы выдержать те соблазны и всё остальное. Лезет, лезет – срывается с верхушки, извалявшись во всех грехах, скатывается на самый низ и говорит, что у него жизнь не удалась. А может, ты был бы даже очень неплохим плотником, например, и от этого испытывал бы радость, а, может, ты бы еще чем-нибудь занялся, может, в тебе художник погиб, может еще что-то такое, а ты всего себя бизнесу отдал. А может ты … душа-то к чему-то стремится, для чего-то ты в этом мире живешь! Делая это дело, ты мог бы и себе радость принести, и окружающим тебя людям, глядишь, и положение твое стало бы как-то подыматься и выравниваться, потому что специалисты в любом случае, в любой области всегда ценились.

Так же и дарования духовные. Как у нас бывает часто: те, что женатые и замужние, семейные, те говорят: «Да, хорошо вам монахам: у вас ни забот, ни хлопот, сиди себе да молись, да возрастай духовно, а вот нам – каково?» Сидят монахи в монастыре или в пустыне и говорят: «Вот, хорошо им: у них и жизнь смысл какой-то имеет, и всё-то у них есть, и радость какая-то в этой жизни есть, а тут, сидишь – пень пнём, никому не нужен, толку от тебя – ни Богу, ни людям! И чем дальше, тем меньше у тебя какой-то радости, перспективы и, вообще, никакого смысла в твоей жизни нет: чем ни занимался, что ни делал, а всё впустую!» И гоняют: тех гонят в монастырь – разводятся с супругой, бросают семьи или забрасывают семьи, что чаще всего бывает. Это особенно женщин касается, они тут часто такую ревность не по разуму проявляют! Если стала ходить в храм – всё, забросила всех: и мужа, и детей. Дома её нет, она всё время в храме, на службе, а после службы делает доброе дело на кухне, или полы моет, или еще что-нибудь такое, вообщем, вся «подвизается». А там – лучше никому не показывать и не рассказывать, что там в доме у нее творится! И вот – свой талант уже потеряла, начала заниматься НЕ СВОИМ ДЕЛОМ. Надо помогать? Надо, но когда у тебя есть возможность! Первейшее же твое послушание, где? Вон там вот! Вот – вперед, и занимайся! Тогда и муж не будет грызть, тогда не будет упрекать тебя в твоем христианстве, а раз он упрекает, значит, ты плохая жена, значит, христианство твое… ну, я не знаю, для кого и для чего, и не христианство никакое, это просто какое-то суеверие. И так – во всем. Точно так же и монашествующие. Пришел в монастырь, посидел, посидел, скучно стало, одолели страсти-мордасти… Потому что многие считают, что монастырь – это такое место, куда пришел: тишь, гладь и полная благодать, сиди, молись, возрастай, крылья потихонечку проклевываются... А на самом деле, пришел – и всё твое нутро восстало против всего и против всех, и даже против тебя самого! Сидишь в келии, зубами скрежещешь потихонечку, а, бывает, и не потихонечку, а потом и ближних своих есть начинаешь – тоже потихонечку… сначала. (Так оно и есть). А потом, не выдержав всего этого ужаса и кошмара, выбегает в мир и ищет счастья там.

Чтобы с нами такого не происходило, дорогие братья и сестры, ПРЕКРАТИМ ЗАВИДОВАТЬ КОМУ БЫ ТО НИ БЫЛО В ЧЕМ БЫ ТО НИ БЫЛО! Постараемся то, что мы имеем, в том числе и время, которое мы имеем, и каждый день, которым нас Господь благословляет, использовать как дар Божий на пользу себе, людям и Богу. Не откладывать все свои послушания и все свои задачи на какой-то никогда не приходящий понедельник: «С понедельника начну!» Даже кто-то из людей не верующих, я сейчас уже не вспомню, кто сказал – а, Гораций сказал: «Используй день сегодняшний и как можно меньше надежд возлагай на день завтрашний». Сегодня! Ты сегодня живешь – завтра не известно, будешь ты жив или не будешь, сегодня используй день. Это еще (а Гораций жил на рубеже веков), до Христа было сказано! Нам бы этому поучиться, дорогие братья и сестры, и понять, что раз я пришел в этот мир, значит, ЕСТЬ у меня в этом мире миссия, задача, значит, мне ДАНЫ(!) СИЛЫ, СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ, чтобы я эту задачу исполнил. Мудрствовать особенно не надо. Тот, кто внимателен бывает, и тот, кто исполняет те послушания, которые не от ветра головы его рождаются, а какие ему по жизни выпадают, тот, кто идет, как Феофан Затворник однажды о себе уже в конце своего жизненного подвига сказал: «Всю жизнь я был, как мячик, куда меня толкали, туда я и катился», то есть, ему давали послушание какое-то – он шел и его исполнял. Не ерепенился, не говорил: «Да я не хочу, мне бы вот это, вот этим я бы хотел заниматься», не упирался, а его направляли, и он в послушании шел и старался всегда то послушание, которое ему дадено, исполнить как должно перед лицом Господним. И это бывает ЛУЧШЕЕ для человека, ЗДЕСЬ ОН РЕАЛИЗУЕТСЯ, КАК ПРАВИЛО, ЛУЧШЕ, потому что Бог – знает! Я не говорю, чтобы мы вообще были безвольными, пусть никто так не понимает, не к безволию и не к безынициативности я призываю, нет. А к тому, чтобы мы имели СМИРЕНИЕ. Смирение же предполагает и твердость, и мужество, ибо смирения как раз нам и не хватает, когда мы в этом мире пытаемся устроить революцию. Мы не в силах терпеть то, что есть, понести те трудности, которые есть, избавиться от них тоже не можем, потому что, опять же – ни на что не решаемся, не имеем твердости, смелости, и так далее, и начинаем баламутить, просто-напросто, баламутить! Отсюда рождаются практически все эти наши беды и скандалы.

И что теперь нам делать? Допустим, младенцу-то понятно, он с нуля начинает, у него еще перспектив множество, он может еще к себе прислушиваться: какие у него таланты, а если я все свои таланты уже позади оставил? Даже если они у меня когда-то и были, то теперь уже всё, реализовать их у меня нет возможности. Всё равно, НЕ ЗРЯ ТЫ НА ЭТОМ МЕСТЕ НАХОДИШЬСЯ, В ЭТИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ И В ЭТОМ ПОЛОЖЕНИИ. Бог – знаешь ты это или не знаешь, признаешь или не признаешь, Бог ведет человека до последнего его момента и всё, что с ним происходит – НЕ СЛУЧАЙНО! Да, мы имеем некую свободу, процентов тридцать, в этом коридорчике дребезжать туда-сюда, но Господь нас ведёт. На развилках этого пути мы делаем какие-то коренные решения, которые действительно изменяют нашу дальнейшую жизнь, но, тем не менее, все эти варианты Богом ПРЕДУСМОТРЕНЫ, Он нас ведёт, во всех них – Промысел Божий! Во всех Он ищет, чтобы вывести нас на правильный путь, где мы бы ни блудили. Поэтому, то положение, в котором мы сейчас находимся, НЕ БЕЗНАДЕЖНОЕ и поезд наш не ушел! Просто, здесь уже свои задачи, потому что мы изменились, мы уже не те, которые вошли вы этот мир, каждый из нас уже ДРУГОЙ человек, совсем другой! И для этого другого человека нужны другие обстоятельства, у него уже другие таланты, другой опыт, это уже практически НОВЫЙ человек. Ты, новый человек по сравнению с тем, которым был раньше, теперь в этих обстоятельствах и разберись: какой твой путь, чего от тебя хочет Бог? Какие твои задачи в этой жизни? Ведь уже какой-то выбор сделан… Если у тебя семья – заботься о своей семье. Но не эгоистически, подгребая с окружающего пространства всё сюда, «чтоб нам было хорошо», а так, как Бог велит, исполняй свои задачи как добрый распорядитель в дому Господнем. Где-то работаешь? Тоже часть, это тоже необходимо для общества – твоя работа, если ты не вор и не убийца, конечно, а в остальных случаях чем бы мы ни занимались –  это тоже некие функции в этом едином Теле, и надо исполнять пред лицом Господним то, на что Он нас поставил. Будет возможность и будет необходимость переменить – переменишь. Но тогда, когда это будет получаться, а не тогда, когда сидишь и зубами скрежещешь, дескать, как мне плохо, и, в конце-концов, остаешься и без этого, и без того, о чем мечтал!

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем, во-первых, довольны каждым днем, не будем никому завидовать, не будем роптать ни на что, ибо что имеем – то и заслужили, по Сеньке – шапка. А постараемся те обстоятельства, те способности, которые у нас сейчас есть, всё употребить на то, чтобы исполнить волю Божию в мире сем. Ее мы всегда знаем, если себя не оправдываем, если себя не обманываем; вот тут (в сердце) у всех есть компас, который указывает правильное направление! Другое дело, что надо иметь мужество и решимость, чтобы этим направлением следовать по совести своей, по воли Божией. Это – тоже наш опыт, потому как мы, видя свою немощь, что должны делать? Уж никак не отступать, не бежать, уж никак не юлить путями некими такими хитроумными, как обычно мы в мире сем ходим, а призвав помощь Божию, идти путем Божиим, и тогда не сами будем действовать, а Бог в нас будет действовать и волю Свою осуществлять. И таким образом мы исполним служение свое, став орудиями Божиими в мире сем, исполним волю Божию и в этом теле чего-то доброе совершим. ПО ИТОГУ НАШЕЙ ЖИЗНИ И БУДЕТ НАША ВЕЧНОСТЬ, потому что чем здесь стали, с того и в вечности стартовать будем. Там тоже – не покой, Бог – бесконечен и достижение Его БЕСКОНЕЧНО!

Задумаемся о себе самих, дорогие братья и сестры: так ли мы живем, как надо, туда ли мы идем, куда надо, не занимаемся ли мы пустым времяпрепровождением в своей разочарованности всем и вся, в своей злобе, в жадности? Во всем этом сидим, как упырь какой-то, который ничего не делает, а просто дуется от злобы своей, глядя на весь окружающий его мир. Да не будет сего с нами, но, познав свой путь, призвав помощь Божию, Его благодать, постараемся осуществить Его волю в мире сем, и, в конце-концов, получится так, что Он, войдя в наш ум, в наши дела, в наше тело, нас самих соделает подобными Себе и вовеки от нас не отлучится. Аминь.               

 


 

© obitel-angela

Создать бесплатный сайт с uCoz