иеромон. Мелетий (Серебряков)

Проповедь на Крещение Господа Иисуса Христа. 

Любовь терпеливо ждет

19.01.2012 г.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем Крещение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Хотя само словосочетание звучит довольно-таки странно, если вдуматься: крещение, то есть очищение Господа нашего Иисуса Христа – несуразица получается. Об этом и говорил Христу Иоанн Креститель, который незадолго до начала земной проповеди Христа он проповедовалв израильском народе покаяние. Как знак этого покаяния, знак желания очиститься от всякой скверны, от всех грехов и страстей, Иоанн, после принесения человекомпокаяния, производил над ним водное очищение. И вот, на Иордан приходит Сам долгожданный Мессия, которого так ждал народ израильский. Не только народ израильский, но он ожидал более других, потому что и был создан лишь для того,чтобы из его среды родился Спаситель мира – Тот, Который соединит падшеечеловечество с Богом. И вот, приходит этот долгожданный Мессия на Иордан, чтобывидимым образом принести покаяние и очиститься. Иоанн Креститель, Богом выведенныйиз пустыни и посланный Им не только для напоминания народу израильскому о егогрехах, не только для того, чтобы привести его к покаянию и сделать способнымраспознать Мессию, но и для того, чтобы указать этого Мессию, – видит и узнает Его. Когда Христос приходит к нему, чтобы Иоанн возложилсвою руку на Его голову, как и всем прочим, – ничем не выделяясь, ничего сначала не проповедуя, ибо Христос приходитв толпе народа в таком же виде, в каком и все пришли, ничем не выделяясь – Иоанн в этой толпе узнает Мессию и не хочет крестить Его! Он не хочет Его очищать, не хочет принимать это покаяние, потомучто как может падший человек, пусть и святой жизни, крестить и «очищать» Бога?

Нет ни одного человека, который бы пришел вэтот мир и не имел бы в себе той наследственной болезни, которая именуется ГРЕХОМ. Мы по преемственности: от Адама с Евой и далее по всей этой цепочке до родителей своих, получаем повреждение нашего естества. И как знак этого повреждения – хотя бы то же наше НЕЧУВСТВИЕ. Нечувствие – знак мертвенности. Как говорят святые отцы, нечувствие – есть свойство трупа, свойство мертвеца. Как мертвец ничего не чувствует, так ичеловек тоже ничего не чувствует. Что именно не чувствует? Будучи духовно мертвым, нечувствует прежде всего Бога своего, не чувствует греха своего, и даже, бывает, услаждается им, хотя он есть великая болезнь. Мы от большинства страстей своих и не страдаем даже – до какого-то момента, безусловно, пока тяжесть эта совершеннонас не раздавит, и наше естество физическое, раздавленное грузом этого греха,не начнет болезновать. А так мы даже можем этим ужасом, этим страшным своимнедугом услаждаться какое-то время. Нечувствие– Бога не видим, Бога не слышим, даже требуем иногда: если Он есть, пусть Он мне покажется, и тогда я в Него уверую! Тогда ты в Него НЕ УВЕРУЕШЬ, тогда ты просто УЗНАЕШЬ, что Он есть. А вера предполагает вИдение  невидимого, доверие: когда ты не имеешь никаких доказательств, а просто сердцем чувствуешь, где она – правда, и сердцем чувствуешь Того, в Кого ты веришь.

Иоанн Креститель, дорогие братья и сестры, хоть и святой жизни, хоть и много трудившийся на ниве исцеления своего естества, но тоже – человек подобострастный всем нам. Ведь до того момента, когда Христос Своим тайнодействием смерти на Кресте и Своим воскресением, ради которого пришел Он вэтот мир, не изменил естество человеческое – НИКАКОМУ человеку никакой жизни невозможно было достичь Бога! Недаром премудрый Соломон сетует: «Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому,… чистому и нечистому, при­носящему жертву и не при­носящему жертвы; какдобродетель­ному, так и грешнику…(Еккл.9:2) – всем одно, потому чтовсе сходили в шеол, в ад. У разных народов это место, то, что мы сейчас адом называем, называлось по-разному– то есть то царство теней, та некая область, где смысла в бытии отошедших душчеловеческих нет, но существование их не прекращается. И все сходили в этот ад до момента, когда Христос совершил жертву на Кресте, когда Он воскрес.

Понимая это, и видя свое состояние, Иоанн говорит: «Я не могу Тебя крестить, я не могу Тебяочистить – я должен от Тебя очиститься»! «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3:14) Христос же ему отвечает: «Ты сейчас должен это совершить, а потом узнаешь,для чего это было». «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». (Мф.3:15) Для чего же, дорогие братья и сестры, Господь совершает это тайнодействие: не требуя очищения, Он по видимости приемлет Его от человека? Бог приемлет очищение отчеловека! Хотя то, что совершал Иоанн на Иордане, не меняло естества человеческого, не очищало его от греха, ибо это тайнодействие приводило к покаянию, но не очищало от греха. Крещение Иоаново было лишь залогом,символом будущего очищения, но само по себе ничего с человеческим естеством не производило! Только когда мы стали Крещением присоединяться уже к Телу Церкви Божией, и когда Апостолы сталикрестить не в покаяние, но стали крестить воимя Пресвятой Троицы, тогда народ, приходящий к таинству Крещения, этимтайнодействием стал присоединяться к Богу, а Бог, действуя в человеке, стал менять человеческое естество.

Но всё же, почему Господь проходит это по видимости бесполезное для Него таинство? Потому что Иоанн был призван для того, чтобы УКАЗАТЬ Мессию.А как же он мог указать на Него, если бы Христос не пришел к нему, если бы непроизошло того знамения, чтобы и сам Иоанн до конца уверился? Как он потомговорил своим ученикам: «Я не знал Его;но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым».(Иоан.1:33) То есть, Тот есть Мессия, которого Дух должен указать! И недаром после того, как Христос принял крещение, и стали крестить уже апостолы (Сам Христос не крестил, вы помните, а апостолы крестили во имя Пресвятой Троицы), ученики приходили к Иоанну Крестителю и говорили: «Равви! Тот, Который был с тобою при Иордане ио Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему».(Иоан.3:26)А Иоанн Креститель отвечал: «Ему подобает расти, мне же малитися.(Иоан. 3:30) То есть, Иоанн свою функцию, свое послушание, свое предназначение в этом мире исполнил. И вскоре Ирод его арестовывает, сажаетв темницу, а за этим следует и его смерть. Таким образом, Иоанн Креститель ипришел в этот мир, чтобы указать миру, указать всему тому множеству людей, которое стекалось на Иордан, Мессию. А это были ревностнейшие люди, ибо не все приходили, никто никого палкой не загонял в Иордан, – приходили только те, которые еще сохраниликакое-то чувство тяжести греха, чувствовали, что так жить нельзя, и хотели что-то в своей жизни изменить. Они приходили на Иордан, чтобы принять очищениеот Иоанна Крестителя, от праведного человека, чтобы послушать его проповедь о грядущем Мессии, как сам Иоанн говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11)

И вот этот момент происходит. Иоанн Креститель указывает народу и сам удостоверяется что это – Мессия, когда после того, как Иисус выходит из воды, на Него нисходит Дух Святый. Я не могу сказать, и никто не может сказать наверняка, все ли видели Духа Святаго сходящего, как голубь, на Иисуса и почивающего на Нем, но, по крайней мере, Иоанн Креститель, тот, которому надо было видеть, которому былозаранее сказано об это знамении, он это знамение увидел! Почему я говорю, что не все видели? Помните, в другие моменты, когда Бог ответствовал Спасителю (например, когда Лазаря воскрешал), окружающие люди слышали кто – что: гром слышали, то есть принимали это за гром, или еще какими-то обычными для нас явлениями объясняли то, что они слышали. Вероятно, и здесь точно так же было, то есть, кто имел отверстыми уши духовные, кто имел отверстыми очи духовные, тот –видел. Кто не имел – тот, кто его знает, что видел, может, и ничего не видел! Потому что святой, как говорит апостол, искушается святым... Душевный человек непринимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и неможет разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. (1 Кор.2:14,15)В том смысле, что святой видит всё, как есть: у кого глазки открыты, видит всё, как есть, а у кого глазки духовные совершенно закрыты, тот и не может видеть духовного, тот ничего кроме плоти не желает и невидит. Кто что возлюбил, тот к тому и тянется, тот тому и порабощается. Кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2,19)Поэтому, дорогие братья и сестры, естественно, что не все видели, а есликто что-то видел и слышал, то это были единицы. Но главное, что сам Иоанн Креститель удостоверился, и когда уже на другой день он видел проходящим мимо Иисуса, он сказал: «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира»(Иоан.1:29) Двое учеников его – Иоанн, будущий апостол Иоанн Богослов, и Андрей, будущий апостол Андрей Первозванный, последовали за Спасителем.

Так начинается земное служение Иисуса, так Он становится Христом, Мессией, так начинает Свое мессианское служение. Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем тот день,когда впервые множеству народа было указано на Христа, когда Он начал Свой земной подвиг, Свою земную проповедь. До этого было много указаний: и пастухам – при Его рождении, иволхвы свидетельствовали, и так далее, но сейчас – время, когда Бог начинает непосредственно совершать то дело, ради которого Он стал Человеком. Вспоминая это событие, возблагодарим Господа Бога нашего за то, что Он совершил практически ВСЁ для того, чтобы мы Его узрели, узнали и последовали за Ним! Он сделал так, чтобы у нас не было никаких разночтений, мнений и т.д. Прекрасно зная о немощи нашей природы, что очинаши духовные закрыты, что уши наши не слышат, что мы Бога не ведаем и неведомо куда грядем, Он совершал даже то, в чем не нуждался, и всё это ради того, чтобы мы Его распознали. Позаботимся же о себе самих. Ибо, став причастниками Тела Его, приняв уже не просто Крещение «в покаяние», но Таинство, действительно соединяющее нас с Богом, мы приняли и святое Миропомазание, которое низводит на нас Духа Святаго, творит из нас сосуды для Самого Бога! На всех пребывает эта благодать, НА ВСЕХ, принявших Его – даже на тех, которые, приняв вначале святое Таинство, потом жили, совершенно не сообразуясь с заповедями Божими, может быть, даже враждовали на Творца Своего и делали всё, чтобы эта благодать в них осталась бездейственной. Однако она есть и в таком человеке, никуда она не девается! И в тот момент, когда человек становится восприимчивым к действию благодати, она начинает в нем действовать и проявляться, она начинает его менять, но действует лишь настолько, насколько человек ей соизволяет.

В жизни каждого человека, сколько бы он себя в грудь кулаком не бил, дескать, ненадо мне никаких богов, я сам всё могу, я и так выше всех, умнее всех, сильнее всех, не нуждаюсь ни в ком и т.д. – время от времени наступают такие моменты,когда он видит свою немощь, и вся его жизнь превращается, по сути дела, В ДЕМОНСТРАЦИЮ ЕГО СОБСТВЕННОЙ НЕМОЩИ. Смирится он, примет Творца своего, поймет ли свое истинное положение или не поймет, а так и останется нераскаянным до конца дней своих –это ДЕЛО САМОЙ ЛИЧНОСТИ. Но Бог всячески показывает ему истинное его положение ,стучится в сердце! Все-таки, в большинстве случаев благодать эта праздной в сердце человеческом не бывает, так или иначе, хоть до какого-то порога покаяния, порога понимания истинности, она человека доводит, и он, будучи уже немощным стариком, начинает понимать, что в мире всё не совсем так, как он это себе в молодости представлял! Уже кто пожил – тот знает.

Постараемся, дорогие братья и сестры, все-таки соизволять благодати действовать в нас. Бог не от немощи Своей позволяет нам творить всё, что нам заблагорассудится! А по Любви Своей: Он не хочетнас насиловать, потому что – ЛЮБИТ! Любовь не терпит насилия, любовь ЖДЕТ, когда в ответ будет какое-то движение, когда она будет ЖЕЛАННОЙ. Насилует только страсть. Любовь оставляет свободу возлюбленному.Так и Бог, любящий человека, Который Саместь изначальная Любовь, не насилует человека, а ждет, когда человек повернется к нему, когда человек захочет, чтобы Бог был с ним, чтобы Бог был в нем. И когда человек в этому осознанию приходит, когда он решается на это, тогда Бог начинает действовать в нем. А святые от нас грешных и немощных, отличаются только тем, что они Богу соизволили более, нежели мы, ибо они возлюбили Его более, нежели всё, что нашу жизнь и нашу землю, наполняет.

Поэтому постараемся, чтобы время жизни нашей зря не прошло и тот дар, который мы получили в святом Крещении, не остался как бы запечатанным в некотором сосуде без применения, чтобы этот великий дар в нас начал действовать. А для этого нам надо просто…просто ЗАХОТЕТЬ, чтобы это было так! А для этого надо начать сообразовывать жизньсвою во всех делах – не только на правиле своем, не только здесь, стоя в храме, а вообще во всех делах своих, с волей Божией, которую мы все прекрасно знаем. Все мы знаем «что такое хорошо, и что такое плохо»! Если же мы начинаем говорить, что мы «не знаем» - мы, просто-напросто, лукавим, потому что наши желания и направление мыслей совершенно не сообразуются с путем Божиим, поэтому мы и пытаемся сами от себя это скрыть и убежать в такое вот «незнание». Все мы всё прекрасно знаем как оно «по любви»: чего я себе хочу, того я должен, по крайней мере, желать и ближнему своему. Но не просто желать– и делать, и поступать так же.

Задумаемся о себе самих, дорогие братья и сестры: каково житие наше, как мы живем, как действует этот дар, который мы все во святом Крещении получили и действует ли он? Или я просто так, впустую провожу время жизни сей, и никаких плодов отэтого не имею? Да не будет сего с нами! Хотя бы сейчас, в то время, когда к намприходит благая мысль что-то в жизни своей начать менять, как-то по-другомужить, воспримем ее и испросим у Господа Бога нашего сил, разумения и смелости,потому что мы часто и понимаем «какнадо», и даже ХОТИМ иначе жить – а смелости не хватает! Чтобы Господьдаровал все эти качества и Сам то,что нам не возможно, в нас исправил, восполнил всякий наш недостаток и повел путями Своими по этой жизни в вечной радости во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

 

 

 

© obitel-angela

Создать бесплатный сайт с uCoz