… а нарушением установленных правил монашеского жития подвергнутся горькому осуждению. Поэтому ради пользы самих же претыкающихся в поведении необходимы и исправительные меры, употребляемые без злобы на согрешающих, но с внимательным рассмотрением вины. Виновный же, получая епитимию, принимает ее не как бич, а как врачевство к поощрению к лучшему.

 61. В качестве исправительных мер могут быть употреблены: удаление от общей трапезы на один или несколько дней, перевод с послушания более ответственного и почетного на менее ответственное и почетное, а также поставление на поклоны.

 62. Относительно поклонов монастырь руководствуется следующим суждением Митрополита Московского Филарета: "Обычай ставить за проступки на поклоны требует духовного рассуждения. И начальник и виновный не должны смотреть на сие, как на наказание. Молитва, по существу своему, есть и должна быть представляема действием благотворным, а не карательным. Ставить на поклоны при братии также не должно с мыслью унижения или постыжения. Молитва есть действие священное и не должна быть представляема действием постыдительным. Должно ставить на поклоны с тем, чтобы нарушивший свою обязанность просил от Бога прощения и помощи к своему исправлению. Сие должно делать без многих свидетелей, чтобы он удобнее мог молиться без смущения. Если настоит нужда поставить кого на поклоны при братии, то надлежит внушить ему и братии, что это не для уничижения его, но чтобы прочие, видя его покаяние, призвали ему помощь Божию к исправлению".

 7. О БОГОСЛУЖЕНИИ

 63. Важнейшим предметом внимания монастырского начальства и усердия сестер является церковное Богослужение и молитвенное правило. Поэтому все сестры от начальствующих до новоначальных должны неопустительно и благоговейно участвовать в Богослужении и молитвенном правиле или при нем присутствовать. Неисправность в этом священнейшем деле должна признаваться важным нарушением распорядка духовной жизни монастыря.

 64. Для соблюдения чинности и порядка в совершении Божественных служб Благочинная монастыря совместно со старшим священником ежемесячно составляют контролируемое и подписываемое Настоятельницей расписание Богослужений монастыря, подворья и скита с указанием священнослужителей, занятых в каждой отдельной службе.

 65. За полчаса до начала утреннего молитвенного правила или Богослужения будильная, взяв благословение у Благочинной, обходит все келии с молитвой для возбуждения сестер от сна.

 66. Каждая из сестер должна стараться прийти в церковь до начала Богослужения или молитвенного правила. О не пришедших или пришедших в церковь с опозданием Благочинная объявляет Настоятельнице. Также никому не следует уходить из церкви прежде окончания Богослужения или молитвенного правила.

 67. Занятые некоторыми послушаниями (в трапезной, просфорной и т.п.), если не могут вполне присутствовать за всеми церковными Богослужениями и молитвенными правилами, должны иметь на сие особое разрешение Настоятельницы или Благочинной.

 68. Читающие и поющие в церкви должны исполнять свое дело с неослабным вниманием, без поспешности, не повреждая церковное пение нововведениями, несообразными с простотою и умилением, свойственными монастырскому Богослужению.

 69. Никто из сестер ни под каким предлогом не должен брать для себя лично ни денег, ни других вещей, но сдавать все доходы ответственным по монастырю лицам.

 70. Являться к Богослужению сестры обязаны в полном облачении, а к молитвенному правилу - в хитоне и апостольнике /послушницы – в хитоне и платке/.

 71. На пути в церковь и из церкви сестры не должны останавливаться и входить в праздные беседы с посторонними, но если от кого будут о чем-либо спрошены, ограничиться необходимым кратким ответом.

 8. О ТРАПЕЗЕ

 72. Если сестринская трапеза поставляется непосредственно по окончании церковного Богослужения, то сестры прямо из церкви идут в трапезную, а если по некотором времени, то, ожидая трапезы, имеют отдых в келиях.

 73. Испросив благословения у Настоятельницы, трапезная ударяет в колокол, и сестры немедленно собираются на трапезу, которая начинается и оканчивается положенными по уставу молитвословиями.

 74. В продолжение трапезы сестры сохраняют безмолвие, внимая предлагаемому чтению из житий святых или из поучительных книг. Для чтецов составляется особое расписание на неделю или больше, и никто из сестер не должен уклоняться от этого послушания.

 75. Позднее схождение в трапезу или исхождение из нее прежде окончания без благословения признается беспорядком и не оставляется без ответственности.

 76. Никто не должен брать пищу в келию, кроме тех, которым разрешит Настоятельница или Благочинная, как не могущим прийти в общую трапезу, например, по болезни, по глубокой старости и иным серьезным причинам. Незаконно опоздавшие могут быть вразумлены выговором или вовсе лишены трапезы.

 9. О КЕЛЕЙНОМ ПРЕБЫВАНИИ

 77. Время, оставшееся от церковного Богослужения и исполнения послушаний, проводимое в келиях, сестры должны употребить с благоразумием и бережливостью, приобретая возможно большую пользу, главным образом - духовную. Таковыми полезными келейными занятиями могут быть:

 а) келейное правило по уставу и благословению Духовника.

 б) чтение душеполезных книг и выписывание из них важнейших назидательных мыслей;

 в) упражнение в церковном пении и чтении, изучение нотной азбуки, церковно-славянского языка, устава церковного и прочих предметов, служащих приготовлением к церковной службе;

 г) занятия, поручаемые Настоятельницей или кем-либо из начальства и выполняемые как послушание (иконописание, летописание и т.п.);

 д) рукоделие в пользу обители, или для удовлетворения собственных нужд, или для иных полезных целей;

 е) уборка келии, чистка и ремонт одежды, обуви и прочее, что служит целям чистоты и опрятности жилища и одежды инокини.

 78. Любимой настольной книгой каждой инокини монастыря должна быть Святая Библия, т.е. Священные книги Ветхого и Нового Завета, повествующие об истории творения мира и человека, о приуготовлении человеческого рода к принятию Спасителя и о пришествии в мир, учении, страдании, смерти и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.

 79. Среди духовно-нравственной литературы могут быть рекомендованы к келейному чтению следующие подвижнические писания: Аввы Дорофея, Василия Великого, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Варсонофия Великого, Афонский Патерик, Симеона Нового Богослова, Аввы Исайи, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Петра, пять томов Добротолюбия, Древний Патерик, Луг Духовный, Пролог, Киевский Патерик, жития и наставления преподобных Александра Свирского, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Паисия Величковского и другие духовно-нравственные сочинения.

 80. Одежда сестер должна быть чистая и простая, чуждая роскоши и блеска, причем, по возможности, единообразная.

 81. В случае болезни сестры монастыря по благословению Настоятельницы посещают врача и извещают Настоятельницу о результатах посещения.

 10. О ПОСЕТИТЕЛЯХ И О ПОСЕЩЕНИИ КЕЛИЙ

 82. Принятие в келиях внешних посетителей (женского пола) допускается лишь по благословению монастырского начальства, причем в дневные часы.

 83. Лица мужского пола в келии не допускаются. В случае, если возникает необходимость сестре обители увидеться с близким родственником, то таковые принимаются не в келии, а в особо отведенных помещениях или храме.

 84. Без благословения Настоятельницы никто не имеет права никого из посторонних оставлять у себя в келии на ночлег. Равно никто из сестер не имеет права ночевать в монастыре же, но в иной келии или у иной сестры, но только в предоставленной ей монастырским начальством.

 85. Сестры могут посещать одна другую в келиях для совместных занятий для подготовления к Богослужению (чтению и пр.), а также для совместного назидания, взаимного пособия в келейных нуждах, для посещения больных и престарелых и для служения им. Для таких посещений особого разрешения не требуется, однако, если эти посещения будут превращаться в развлекающие и вредные, они могут быть в отдельных случаях запрещены.

 86. После вечерней трапезы и вечернего правила каждый должен оставаться в своей келии, кроме особенных благовидных случаев, когда сестра вызвана к кому-либо из начальствующих, или если требуется посетить Духовника, послужить больному, отдохнуть после утомительного послушания и т.п.

 11. УСЛОВИЯ ОТЛУЧЕК ИЗ МОНАСТЫРЯ

 87. Выход из монастыря бывает по должностной обязанности по распоряжению начальства или допускается по желанию имеющих в том уважительную частную потребность.

 88. Если кому-либо из сестер потребуется в дневные часы (до начала вечернего Богослужения или молитвенного правила) отлучиться за ворота монастыря, то для сего достаточно устного разрешения Благочинной. Поездки в город и другие местности, расположенные за монастырской чертой, как бы кратковременны они не были, благословляются только Настоятельницей или заменяющим ее лицом, причем в таких случаях сестры пишут прошение с указанием ясной причины, точного адреса поездки и времени возвращения.

 89. В случае болезни или иных важных причин, некоторые из сестер могут получать и более продолжительный отпуск (для поправления здоровья и т.п.), но в каждом отдельном случае начальство монастыря имеет по сему специальное суждение, дабы время, проведенное на стороне, не повредило сестре в ее духовном устроении.

 90. Направляемые в виде особой нужды на послушание в подворья или другие обители, должны немедленно возвращаться в монастырь по окончании послушания.

 91. Монашествующие не должны ходить в мирские дома на похоронные, поминальные и т.п. обеды без благословения Настоятельницы или Благочинной (на подворье – без благословения Управляющей).

 92. Отлучающиеся из монастыря по своем возвращении дают немедленно отчет лицам, их отпустившим (в том числе и посылаемые по хозяйственной надобности).

 93. Послушницы во время продолжительного отпуска из монастыря не должны носить иноческого одеяния.

 94. В особых случаях сестры монастыря с благословения Настоятельницы или Благочинной (на подворье и в скиту - с благословения Управляющей) могут не носить иноческого одеяния.

 12. УСЛОВИЯ УВОЛЬНЕНИЯ ИЗ МОНАСТЫРЯ

 95. Инокини, изменившие своим обетам, живущие зазорно, монастырской дисциплине подчиняющиеся лишь настолько, чтобы иметь возможность бесплатно пользоваться келией и столом и своей неисправностью кладущие пятно на Святую обитель, после увещания и принятия дисциплинарных мер могут быть удалены из обители как негодные к монашеской жизни и вносящие соблазн в среду остальных сестер.

 96. Инокини, уволенные из монастыря, должны в кратчайший срок, указываемый Настоятельницей, сдать Эконому или Благочинной келию и ключи от нее, монашескую одежду и другие казенные вещи, возвратить библиотекарю взятые из библиотеки книги и в мирской одежде удалиться из обители.

 97. Если какая-либо сестра, уволенная из монастыря, или самостоятельно его оставившая, осознает свое согрешение, возвратится обратно в монастырь и будет просить Настоятельницу и все сестричество принять ее снова, обещаясь исправить свою прежнюю жизнь и исполнять положенный Устав, то таковую сестру можно, по всестороннем рассмотрении дела ее, принять. Но прежде принятия она должна свое покаяние засвидетельствовать на бумаге, и только тогда зачислить ее сначала в разряд вновь поступающих, а затем - по долгом испытании - в число сестричества.

 98. В случае смерти какой-либо сестры монастыря, все ее имущество по описи, составляемой Казначеей, Экономом и Благочинной, передается на склад и является общим монастырским имуществом. В исключительных случаях, с благословения Настоятельницы, умирающая сестра может и иным образом распорядиться своими личными вещами, составив для этого особое завещание.

 Устав Свято-Архистратиго-Михайловского женского монастыря составлен на основе Устава Троице-Сергиевой Лавры /1956г./

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ  /ДЛЯ ПОДВОРЬЯ/

 1. Подворье является структурным подразделением монастыря и к нему применимы все общие положения Устава.

 2. Кандидатура Управляющей подворья утверждается правящим Архиереем по представлению Настоятельницы и Духовника.

 3. Подворье в честь Трех Вселенских Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого основано на месте первоначальной обители ( построенной в 1897 году графиней Еленой Светловской) с целью возрождения монашеской жизни на этом святом месте.

 4. Управляющая подворья имеет попечение о благоустройстве подворья и его насельниц, о поддержании на подворье строгой дисциплины и образцового порядка как в отношении жизни насельниц, так и совершении Богослужений.

 5. Управляющая подворья в своей деятельности подчиняется Настоятельнице, испрашивая у нее благословение на производство каких-либо дел на подворье, и подотчетна Духовному Собору.

 6. Материальные средства подворья образуются от сельскохозяйственной деятельности на монастырской ферме с. Светловщина, от продажи церковной утвари, книг и свечей, а также из добровольных пожертвований. Правильный учет и распределение этих средств лежат на обязанности Управляющей.

 7. Не менее одного раза в три месяца Управляющая подворья дает Настоятельнице отчет о финансовой, хозяйственной деятельности и об общем положении дел на подворье. С благословения Настоятельницы Благочинная и Казначея могут проводить на подворье проверки в пределах круга своих обязанностей.

 8. Все насельницы подворья и фермы подчиняются Управляющей подворья. При возникновении каких-либо недоумений их нужно прямо высказать Управляющей, если же таким образом их не удалось разрешить, надо обратиться к Настоятельнице.

 

Создать бесплатный сайт с uCoz