иеромон. Мелетий (Серебряков)
Проповедь о Любви.
Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных.
22.07.2012 г.
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали слова апостола Павла:
«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим.15:1,2)
Вот такое, неприятное для нас повеление. Почему неприятное? Потому что мы все давно 100%-ные потребители: мы от всех и от всего желаем ПОЛУЧИТЬ ВСЁ, НЕ ВОЗВРАЩАЯ НИЧЕГО! Потому-то у нас и житие такое вот серое и невзрачное, потому мы так и живем – оглядываемся вокруг и говорим: «Нет человека, с которым можно было бы по жизни идти! Нет человека вокруг! Ищу – и нет!» Одинокие среди толпы, людей – много, а человека нет ни одного. И так каждый – оглядывается, смотрит и видит это всё. Почему так? Потому что мы все, включая и меня самого, который оглядывается и восклицает, что нет человека вокруг, каждый из нас – совершенный эгоист, живущий только СВОИМИ интересами, который привык ПОТРЕБЛЯТЬ, и ищет только чтобы потреблять! И даже в любви, как ни странно, мы то же самое делаем, хотя любовь, по сути, должна быть.. ЛЮБОВЬ – это что? Это ПОТРЕБНОСТЬ ОТДАТЬ! Потребность ЖЕРТВЫ: хочу отдать, хочу пожертвовать, хочу раствориться в ком-то – в том, кого любишь.
Как и Сам Любящий Бог снизошел в мир сей и стал Человеком. Вот – образ Любви! Будучи Богом, не нуждаясь ни в чем, не нуждаясь в этих козявках, так их возлюбил, что пришел, и стал одним из них. Причем, ни царем, ни каким-нибудь философом, ни каким-нибудь знатным и богатым мира сего, а стал сыном плотника, названым, приемным сыном престарелого плотника. Растворился, пожертвовал, понес на протяжении Своей земной жизни все тяготы жизни человеческой, чтобы причастившись всему этому, всё освятить, все планы жизни человеческой напитать Своей Божественной Жизнью, чтобы ко всему прикоснувшись, всё преобразить и преобразовать. Даже смерть человеческую преобразовать в воскресение человека, ибо после воскресения Христа для нас смерть – не смерть, а некое преображение нашего падшего естества в то состояние (пусть еще не завершенное), которое может вмещать в себя Бога, может жить с Богом! И вот это есть образ Любви. Потому и нам апостол внушает, что мы должны друг другу служить: на основании того, что Сам Бог «Ибо и Христос не Себе угождал» (1Рим., 15:3) и «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28). И послужил – до последнего истощания, до последнего издыхания, до последней капли Своей Жизни: «даже до смерти, смерти же крестныя» (Фил. 2, 8) послужил нам. Вот это – образ Любви! И если бы мы, дорогие браться и сестры, хотя бы отчасти, хотя бы временами так строили свою жизнь, если бы мы могли не только «брать», но еще и «отдавать», то жизнь наша совершенно преобразилась бы!
Кроме того, если мы Бога ради совершаем это – даже супротив своего естества… Вот, как жадному человеку? Он, наконец, понимает, что он – жадный, понимает, что надо с этой страстью как-то бороться, но что ему делать? Надо совершать противоположное этой страсти, противоположное тому, к чему она нас влечет. Вместо того чтобы подгребать, наоборот, хотя бы часть от себя в сторону ближнего своего отодвинуть. Но это – против его естества, страсть настолько стала ему родной, что он просто не в состоянии как-либо ей противится. Но, тем не менее, Бога ради, призвав Творца, он сделать это МОЖЕТ! А, сделав, вдруг обнаруживает – возможно, не с первого раза, хотя чаще всего бывает и с первого раза, что, отдавая, он приобретает нечто БОЛЬШЕЕ, чем то, что он считает (пока еще), что он потерял! Просто радостно, легко становится, потому что приобретает человек СВОБОДУ! Он уже не запрограммированный муравей, а он уже – человек, он уже властитель, хотя бы отчасти, своего естества! И так – во всем.
Когда Бога ради мы пытаемся исполнять волю Божию или служить ближнему своему, мы вдруг обнаруживаем, что приобретаем нечто, входим в такое состояние, которое мы до этого никакими средствами никак стяжевать не могли. Бог Сам входит в человека, Сам преображает его, Сам дает ему СВОБОДУ, и само это ощущение СВОБОДЫ отчасти дает нам понимание того состояния, за которым мы все гоняемся, и которое никак не поймаем: это состояние СЧАСТЬЯ, т.е. полноты жизни человеческой.
Каждого человека Бог привел в этот мир не случайно, не случайно поставил на том месте, на котором он стоит, и не случайно дал ему те послушания, которые у него есть, каждому – по силе его! Не без нашего выбора, да. Потому как у нас было много жизненных развилок: мы могли повернуть туда, могли повернуть туда… Конечно, мы не совершенно свободны: в выборе мы свободны, но в вариантах этого выбора мы не совершенно свободны – у нас есть всё-таки какая-то область, в пределах всех наших жизненных вариантов, которая нам под силу, в ее пределах мы можем перемещаться. Есть некий замысел, Промысел Божий, который оградил нам нечто для нашего совершенства, и вот в пределах этого Промысла мы можем выбирать те или иные варианты.
Поэтому, не без нашей воли мы пришил к тому состоянию, в котором мы ныне находимся, но ЛЮБОЕ ИЗ ЭТИХ СОСТОЯНИЙ КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ жизни человеческой соответствует НАИЛУЧШИМ условиям для его ПРЕОБРАЖЕНИЯ и исцеления! Оно наилучшим образом соответствует его внутреннему потенциалу, его возможностям, его свойствам, чтобы он органично вписывался в единое Тело Христово, в Тело всей Вселенной, покоряющейся Богу, живущей Духом Святым, стремящейся к стяжанию этого Духа, стремящейся к Богу своему – то есть, в ЦЕРКОВЬ, в самом широком смысле этого слова. Не организация «церковь», во главе которой стоит епископ, как по катехизису: «Церковью является общество верующих, соединенных единством веры, исповедания, общими Таинствами и т.д.», а Церковь, как она есть пред Богом, то есть вся полнота творения Божия, Богу повинующаяся, Богом живущая, к Богу стремящаяся – можно так сказать.
В этом Теле, глава которому Христос, каждый из нас – некая клеточка, которая исполняет свои функции. Так и в организме: все клеточки специализированы, каждая – свою функцию исполняет и тем самым служит всем остальным окружающим клеточкам и всему Единому Телу. Та клеточка, которая вдруг решит: «А я-то, вообще-то, достойна иного! Чего это я тут, понимаешь? Меня спросили, что мне это поручили? А я считаю, что я иного достойна! Я желаю, я хочу!», и перестанет исполнять свои функции, перестанет служить ближним своим, такая клеточка будет источником большой заразы. Не только сама погибнет, но и многих вокруг себя доведет до погибели. Мы эти всякие-разные состояния знаем, и от них стараемся избавляться в теле своем, а вот в Теле Божием мы об этом не радеем!
Так вот, дорогие братья и сестры, восприняв на себя хотя бы образ жизни Самого Бога, Который может по отношению к нам быть тираном – может, если захочет! Может налагать руку Свою жестко на Свое творение, может забавляться нами, как заблагорассудится – и некоторые из нас по образу своему так Его и воспринимают, что Он – некий Игрок, который просто играет этим миром. Но на самом деле, если мы будем внимательны к жизни, к себе, к своему отношению с Богом, к тому отклику, который мы от Бога воспринимаем (если хотим воспринимать, конечно), то мы увидим, что никакой Он ни тиран, никакой Он не игрок, а Он Тот, Кто ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЮБИТ, и Кто действительно служит, Кто действительно жертвует, не нуждаясь ни в ком, не будучи ничем связан и никому ничем обязан! А, напротив, очень часто, и мы это в самих себе видим, Он ограничивает Свое Всемогущество, предоставляя нам свободу выбора, сообразуясь с нашим, бывает (и чаще всего), неправильным выбором…
Прошу я чего-то у Бога: «Хочу! Ну, вот хочется мне! Господи – подай!» Даёт! Апостол Павел говорит: «Желаете и не имате, не имате зане не просите; просите и не приемлете, зане зле просите, да во сластех ваших иждивете..» (Иак.4:2) То есть, потому что во зло себе просите, чтобы всё это употребить для похоти своей – потому и не получаете. Но часто Бог даже такие наши просьбы исполняет! – Хочешь? На! Получи! Чтобы удостоверится, что это тебе было совершенно не нужно! Для того чтобы здесь, в сердце, что-то переменилось! Бог многое исполняет – даже из того, что нам неполезно и чего бы Он Сам нам и не давал. Некоторым «недозревшим» бездетным родителям, бывает, дает детей – для того, чтобы они как-то вразумились. Честно говоря, я б, например, и не давал, а Бог – дает по их просьбе. Может быть, чтобы воспитывая других, и сами как-то воспитались. Как говорят, если хочешь что-то понять, постичь – начни учить другого, тогда, глядишь, и сам что-то поймешь – то, чему учишь другого. Конечно, эксперименты эти бывают тяжелыми для обучаемых, но, тем не менее, для себя – полезными.
Мы не должны забывать, дорогие братья и сестры, что главный закон, по которому существует Вселенная, это – ЛЮБОВЬ. Бог есть Любовь – изначальная Любовь! Этой Любовью пронизано всё создание, и каждый во Вселенной будет жить гармонично только тогда, когда будет отблеском этой самой Любви Божией. А Любовь, естественно, требует того, чтобы ОТДАВАТЬ, чтобы СЛУЖИТЬ, чтобы ЖЕРТВОВАТЬ – иначе это никакая не Любовь. Причина наших многих скорбей и нашего недовольства этой жизнью как раз и есть ОТСУТСТВИЕ ЛЮБВИ. И мы знаем, апостол предупреждает о том, что в последние времена главная скорбь будет не в каких-то стихийных бедствиях, не в том, что нечто такое внешнее будет совершаться, а в том, что ИССЯКНЕТ ЛЮБОВЬ! «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24:12). А раз она иссякнет в людях, то это и станет главной болью последнего человечества. Потому-то как раз и начнутся все эти катаклизмы – потому что иссякнет любовь! Любовью всё созидается и любовью всё движется.
Очевидцы тяжелых жизненных ситуаций, войны и прочего говорят, что война была, голод, страшные условия, а жили – хорошо! «Хорошо» жили, потому что люди друг за друга держались, друг другу помогали, друг друга любили – едины были, а сейчас мы – эгоисты, даже в одной семье не можем найти никакого взаимопонимания! Некоторые даже говорят: «Давно войны не было! Надо, все-таки, встряхнуть нас немножко, чтобы мы научились ценить друг друга, по крайней мере».
Действительно, САМОЕ СТРАШНОЕ – КОГДА ЛЮБОВЬ УХОДИТ. Преисподняя более всего страшна не тем, что там страсти-мордасти какие-то происходят, а тем, что там собираются те, кто не знает и не имеет в себе любви! Каждый – в своем коконе, одинокие среди толпы.
Восприняв слова апостола, дорогие братья и сестры, посмотрим на свою жизнь и постараемся что-то изменить в самих себе. Не требовать этого от других! Мы, конечно, горазды требовать от ближнего своего праведности ангельской и исполнение всех заповедей Божиих! Даже если мы сами – атеисты. Но, однако, хотим, чтобы сосед был ангельской чистоты человек, иначе я его не приму! Свое же непотребное состояние часто оправдываем тем, что сам живу среди волков, поэтому: «Среди волков жить – по-волчьи выть. Вот, когда начнет в мире что-то меняться, и люди вокруг меня начнут меняться, вот тогда я буду добрый, тогда буду терпимый, тогда начну сам что-то в себе менять, а пока, извините, я не могу среди таких…» Вот потому-то всё более и более иссякает в нас любовь!
Мы должны понимать, что СПАСЕНИЕ – ЭТО ДЕЛО КАЖДОГО ЛИЧНО: одного, отдельно взятого человека – и Бога. Не спасаются колоннами и батальонами, так – никто не спасается! Спасается каждый САМ, своим личным ВЫБОРОМ, своей личной жизнью, своим личным служением Богу и Его творению – как Бог дает вразумления и какие силы, какие возможности. У каждого – свое послушание, и это послушание нам надо исполнять: и в смысле внешней нашей жизни, и в смысле нашей внутренней жизни: каждый из нас должен быть отблеском Бога. Почему? Потому что, что внутри, то и снаружи будет! Извнутрь бо от сердца человеческа помышления злая исходят (Мк. 7:21), говорит Господь. Не будет чистоты сердечной, не будем исполнять эти повеления Господни, эти добродетели – наша внешняя жизнь не будет богообразной. Если будем хранить чистоту сердечную, значит, соответственно, что-то доброе будем изливать в окружающий нас мир.
Поэтому, о себе самих задумаемся пока не поздно, пока у нас есть время и возможность – сейчас есть, не завтра, не в понедельник! В понедельник уже не будет возможности! Когда я в разум прихожу, когда мой ум останавливается на этом – я еще могу что-то изменить. Я замедлю – даже не до завтра, даже вот чуть-чуть, чуть потом, к вечеру начну что-то менять, сейчас недосуг, сейчас мне вопросы надо порешать – и всё, вечером я уже не вспомню ни о чём! Я уже буду на своих прежних рельсах катиться тем путем, каким катился до сих пор. И когда еще, каким еще образом Господь достучится до сердца моего! Поэтому, переоценка должна происходить сразу же, как только Бог коснулся сердца моего: когда Он дает мне понимание что надо что-то менять, Он дает мне и СИЛЫ, чтобы я это изменил! И перещелкнуться должно вот здесь, в нашем сердце – средоточии наших духовных сил, перещелкнуться! Не перещелкнулось – потом всё, потом опять будешь катиться до следующей контрольной точки.
Поэтому, дорогие братья и сестры, если мы себе добра хотим, мы сами в себе должны этот тумблер перещелкнуть и от этого эгоизма и потребительства переориентироваться на СЛУЖЕНИЕ – то служение, каким и Бог послужил миру сему. А Бог дарует силы! Каждый от талантов своих, от силы своей да служит ближнему – чем может, чем Бог его наградил. Мы все отчасти сильные, отчасти – слабые. Нет человека, про которого можно было бы сказать: «Вот, этот человек – полное совершенство, он самодостаточен, может всё и во всех областях, во всех смыслах, и он – сильный. А этот - слабый и никчемный, ни на что непотребный». Нет таких! Каждый в чем-то силен, а в чем-то слаб. Что-то – за счет другого, никто из нас не самодостаточен в себе, поэтому, каждый от силы своей да служит ближнему, восполняет его слабость. И таким образом созидается единство. Ведь даже люди, которыми мы по жизни привыкли пренебрегать, которые бывают «не в своем разуме», или «не в привычном для нас разуме» – и те, бывает, такими талантами обладают и настолько глубже видят окружающий мир, что нам то и невдомек! Кое-что из их способностей иногда пробивается: как вот есть такие «счетчики» - люди, которые могут сумасшедшие вычисления в голове производить просто так, на один щелчок, и компьютер не нужен, он раз – и выдает тебе результат. Может посмотреть на протяженное здание и сказать его длину, размеры вплоть до сантиметра – просто так, навскидку. Или еще что-нибудь. Это то, что пробивается в наш мир, а в каком мире живет его сознание, насколько глубже он видит этот мир, и что он вообще видит, как он всё воспринимает – это для нас просто загадка. Так вот, и они в чем-то бывает – не только «бывает», но и в чем-то сильнее нас, как мы считаем «нормальных и успешных людей». К тому же, вся нормальность и успешность – это тоже такие относительные понятия… Не знаешь, что оно действительно нормально, и что оно действительно успешно.
Поэтому, все себе на память приведя, дорогие братья и сестры, посмотрим на себя самих и постараемся приобрести эту самую любовь, которая начинается с нашего служения: от силы нашей восполнять немощь ближних наших. Иногда просто хотя бы не взрывайся, гневом своим не полыхай на какую-то немощь ближнего своего, просто – потерпи! Не можешь что-то сделать для него – просто ПОТЕРПИ его немощь. Иногда и это бывает достаточно для того, чтобы тумблер перещелкнулся, и мы стали жить какой-то ИНОЙ жизнью! И Бог снизойдет на нас, и исправит мысли и пути наши, и даст нам силы не только потерпеть, но и понести немощи ближнего своего, чтобы и он понес немощи наши, а тогда мы, друг на друга опираясь, точно доковыляем до Царства Божия! Аминь.